|
Образовательные стандарты начального обучения
Образовательные стандарты основного общего обучения
Образовательные стандарты среднего общего обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты – совокупность
обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее
- Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объему, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (далее
- Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных
при реализации основной образовательной программы основного общего
образования.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования;
к структуре основной образовательной программы основного общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной
образовательной программы и их объему, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений;
к условиям реализации основной образовательной программы основного
общего образования, в том числе к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования (далее
- Стандарт) представляет собой совокупность требований,
обязательных при реализации основной образовательной программы
среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе
требования к соотношению частей основной образовательной программы и
их объему, а также к соотношению обязательной части основной
образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной
программы, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям.
Государственный стандарт общего образования -
нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания
основных образовательных программ общего образования, максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников
образовательных учреждений, а также основные требования к
обеспечению образовательного процесса (в том числе к его
материально-техническому, учебно-лабораторному,
информационно-методическому, кадровому обеспечению)
Назначением
государственного стандарта общего образования является обеспечение:
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного
образования;
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и
физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего
образования, возможности получения профессионального образования;
- социальной защищенности обучающихся;
- социальной и профессиональной защищенности педагогических
работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о
государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования
и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на
предоставление услуг в области общего образования, а также для
разграничения образовательных услуг в сфере общего образования,
финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя,
и для определения требований к образовательным учреждениям,
реализующим государственный стандарт общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки федерального базисного учебного
плана, образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов
субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных
учреждений, примерных программ по учебным предметам;
- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных
учреждений;
- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- определения объема бюджетного финансирования образовательных
услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе
гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем
образовании на территории Российской Федерации;
- установления федеральных требований к образовательным учреждениям
в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных
помещений.
Государственный стандарт
общего образования включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается
субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения - самостоятельно
устанавливается образовательным учреждением.
Информация о федеральном компоненте государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего общего образования:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
основного общего и среднего общего образования утверждён
Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от
23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования"
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования направлен
на приведение содержания образования в соответствие с возрастными
особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к
реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и
самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в
первую очередь на деятельностный компонент образования, что
позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени
реализовать способности, возможности, потребности и интересы
ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей
степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными
успехами.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных
целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и
коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Федеральный компонент
среднего общего образования направлен на реализацию
следующих основных целей:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе,
готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной
деятельности;
- дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими
возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных
маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными
особенностями и способностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего
профессионального образования и профессиональной деятельности, в том
числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух
уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют
общеобразовательный характер, однако они ориентированы на
приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на
формирование общей культуры и в большей степени связан с
мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего
образования, задачами социализации и развития представлений
обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей
профессиональной деятельности.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из
личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его
подготовку к последующему профессиональному образованию или
профессиональной деятельности и приобретение практического опыта
деятельности, предшествующей профессиональной.
|
|